?

Log in

No account? Create an account

Кирилл Степанец - Заметки Прохожего Киевлянина

Previous Entry Share Next Entry
Киевский завод электротранспорта им. Ф.Э Дзержинского
zametkiev
     В 1904 году общество Киевской городской железной дороги приступило к постройке главных трамвайных мастерских (КГТМ), поскольку в то время в городе уже эксплуатировалось 137 вагонов, которые нуждались в ремонте. Новое предприятие возвели на территории Васильковского трамвайного парка. Все производственные помещения разместились в двух каменных зданиях.  КГТМ ввели в эксплуатацию 1-го мая 1906 года, именно с этой даты и берет свое начало, описываемое в данной статье предприятие, Киевский завод электротранспорта. В 1911 году мастерские получили заказ КГЖД на постройку трамвайных кузовов по чертежам завода MAN. В связи с этим число рабочих возросло до 200 человек. В начале Первой мировой войны военно-промышленный комитет организовал при КГТМ отделение Демеевского снарядного завода.    
    После окончательного прихода новой власти, КГТМ занялись восстановлением разрушенного трамвайного хозяйства, и уже к концу 1922-го года на линию было выпущено 35 единиц отремонтированной техники. В 1931 году мастерские были переименованы в Киевский трамвайный завод им. Томаша Домбаля, а с 1935 года предприятие стало носить имя Ф.Э Дзержинского. После разграбления и немецкой оккупации, завод постепенно восстанавливается, и уже в апреле 1944-го года было отремонтировано 8 двухосных трамвайных вагонов. 
   В 1953 году на КТЗ им. Ф.Э Дзержинского организовали цех капитального ремонта троллейбусов. Теперь предприятие называлось Киевский завод электротранспорта. За 1960 - 1973 гг. выпущено около двух тысяч троллейбусов марки "Киев" различных модификаций.
   Претерпев очередную реконструкцию в 1970 году, завод обзавелся новыми производственными мощностями и новым красавцем административным корпусом, выходящим фасадом на площадь Дзержинского.
   На протяжении 1974 - 1985 гг. с конвейера КЗЭТ ежегодно сходило около сотни новых автотроллейвозов КТГ. Параллельно производились работы по ремонту и восстановлению вагонов "Татра", троллейбусов "Шкода" и ЗиУ.
   После распада СССР произошел редкий спад производства, предприятие начало влачить жалкое существование, основная масса заказов новой страны перешла на Днепропетровский завод "Южмаш".
   В 2006 году, отметив столетний юбилей, предприятие перебирается на территорию Подольского трамвайного депо, то есть фактически прекращает свое самостоятельное существование. Административный корпус, выходящий на площадь у метро Лыбидская превращается в торговый центр "Интервал Плаза". Остальная территория, в том числе и памятник промышленной архитектуры начала 20-го века - трамвайные мастерские, а также находящееся неподалеку троллейбусное депо номер 1 дожидаются своей незавидной участи. (по материалам книги "Трамвай на улицах Киева", Дмитрий Ермак, издательство SkyHorse, 2011 год)

Остовы троллейбусов во дворе завода


В главном цеху




Трамвайчик Татра Т3, если не ошибаюсь


Помещения бывших трамвайных мастерских, 1906 год постройки




Проект фасада главного цеха КГТМ, 1904 год. Из книги Д.А. Ермака "Трамвай на улицах Киева"


Троллейбусы во дворе. Просьба к читателям помочь опознать модели...




В салоне






Этому "ЛАЗику", непонятным образом затесавшемуся на территорию КЗЭТ, отсюда уже не уехать




1940 год, модификация "Пульманов". Из книги Д.А. Ермака "Трамвай на улицах Киева"


Вкусный кусок столичной земли, практически в самом центре Киева, не дает спокойно спать многочисленным строительным компаниям, жадности которых нету предела. Уже снесли трамвайное депо им. Шевченко, и земля годами простаивает. На очереди КЗЭТ и троллейбусное депо № 1. Городу нужны маршрутки.


З.Ы. В 1971 году, в день 30-той годовщины победы над фашисткой Германией, на фасаде административного корпуса КЗЭТ-а была установлена мемориальная гранитная плита, в память о ополченцах предприятия, погибших на подступах к Киеву в 1941 году. В данный момент, обнаружить ее мне не удалось. Интересно, чья ненасытная коммерческая рука поднялась ее уничтожить? Напоминаю, теперь это здание - торговый комплекс "Интервал-Плаза"

Спасибо за внимание.


  • 1
(Deleted comment)
Спасибо) А сейчас, пожалуй, там уже и делать совсем нечего, наверное все распилили...

все распилили и унесли...кладбище...

Продали на металлолом,зачем нам троллейбусы((

Троллейбусы ДАК, горели они в 90-ха очень часто, послеедние еще год-два назад бегали по маршрутам, в сырецком депо были последние, как помню.
Конструкция у них не ахти-румыны намудрили очень много лишнего. сложностей много, но ездили они очень плавно, в отличии от кнепропердовских.
То, что на этом заводе делали необычные модели транспорта, известно и описано, а вот мне посчастиливилось ездить на них в 93-95 годах - за водителем было огромное количесвто релееек в шкафу и они жутко клацали, представляю, как им было в конце рабочего дня.
Весной 2002 года я ели хачапури на Лыбидской и наблюдал то, как из ворот завода, они еще остались, это ворота торгового центра теперь, центральные, выехал последний трамвай - это был какой-то служебный, модель опознать могу.
он ехал и провода искрились от долгого ржавения, а рельсы прогибались под ним и из них он выдавливал землю, песок и мелкие камни. Я думал, что он не последний, но ошибался... жаль тогда у меня не было фотоаппарата - он был лишь один, я боялся его носить и не было денег на пленку, хотя она всегда была заряжена... и не один такой кадр мог бы сделать, но никак не думал, что так быстро пройдут 10 лет и все изменится

Спасибо, Андреу, твои воспоминания всегда такие красочные, завидую твоей памяти)

Когда был там последний раз, черметчики распиливали что-то в цехе с трамваем, так мы от них прятались за каркасами троллейбусов. Даже смогли зайти в трамвай и не спалились.

Здорово) Мы тоже прятались, но в трамвай не попали)) они тусовались слишком близко

интересно, трамвай еще стоит или уже распилили и его...

если известен номер вагона-попытаюсь сказать точнее.
и да,это не полноценный трамвай.прицепной вагон,рассчитанный на работе в СМЕ,и возможно безмоторный.

Как Вы думаете почему его не прицепили и не увезли на Подол?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
моделі тролейбусів гарно розпізнаються на цьому сайті
http://transphoto.ru/vehicle/32744/#n32202
DAC-217E

695-й ЛАЗ -- аццкий раритет, всего таких в нэньке осталось 2.5-3 шт.: 1. Переоборудованный "кофе-бус", 2. Восстанавливаемый одним киевским энтузиастом, и, наконец -- возможно, еще сохранившийся 1 из двух таких экземпляров в Полтаве.

Завидна судьба харьковского экземпляра более поздней модификации 695м: его восстановили и упекли в заводской музей ЛАЗ-а.

  • 1